Национальная программа подготовки хоккеистов «Красная машина»

   Кончилось время, когда российские детские тренеры «блуждали в потемках», занимаясь самообразованием и плаванием по безбрежному морю интернета в поиске оптимальных методик, уроков и рекомендаций, которые можно было бы применить в практической работе с юными хоккеистами. Разработанная Федерацией хоккея России, совместно с министерством спорта НППХ (Национальная программа подготовки хоккеистов) «Красная машина» дает возможность огромной армии профессиональных наставников и тренеров-общественников, занимающихся с детьми, прекрасную возможность применить на практике лучшие современные методики и передовые тренерские технологии, которые созданы на основе всего лучшего, что сделано за последние десятилетия в деле подготовки хоккейного резерва.

   Главный тренер олимпийской сборной России Олег Браташ и двукратный обладатель Кубка Стэнли, чемпион мира и Европы и призер Олимпийских игр Сергей Немчинов презентовали новую программу на курсах «Современные технологии подготовки юных хоккеистов», на которых с 26 по 30 сентября обучались в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма тренеры, работающие с дворовыми командами, из 14 регионов России. Кроме того, каждый из тренеров получил увесистый том, в котором буквально «по молекулам» разложены все пункты программы.

Ключевые(базовые) принципы подготовки хоккеистов

   Согласно программы «Красная машина», ключевые принципы подготовки хоккеистов следующие:

 — развитие всех навыков (юных хоккеистов) в интересной и нескучной обстановке,

 — процесс анализа тренером собственных действий в тренерской деятельности и воспитание стремления совершенствоваться,

 — педагогический подход к воспитанию спортсмена и его развитию,

 — коллективная ответственность за воспитание личности и спортсмена,

 — хоккей – спорт поздней специализации,

 — всему свое время,

 — оптимальное соотношение тренировок, игр, отдыха в соответствии с возрастными физическими особенностями организма,

 — соотношение тренировок к играм в соответствии с задачей подготовки в возрастной группе,

 — важность индивидуального плана подготовки каждого спортсмена на основе индивидуальных различий в развитии организма.  

Олег Браташ: «Национальная программа обучения хоккею имеет социальную значимость»

   Эти базовые принципы НППХ прокомментировал (и обобщил другие важнейшие положения программы «Красная машина») прокомментировал слушателям курсов Олег Браташ: «Обучение хоккея несет в себе большую социальную значимость. Это – гармоничное развитие личности плюс здоровье нации – все, что дает спорт и об этом не надо забывать. Профессиональными хоккеистами становятся единицы, самые одаренные и способные. Основная масса хоккеистами не будет, но их хоккейная подготовка на всю жизнь даст им правильное воспитание. Так что программа «Красная машина» социально значима.

   Вам надо постараться стать профессиональными тренерами, для которых и разработана эта программа. Она создана для эффективного воспитания будущих хоккеистов. Это пособие в работе, но она не может работать вместо тренера. Здесь вы найдете правильное расписание тренировочного процесса. Хоккейный тренер – творческая профессия, но каждый тренер должен знать, в каком направлении и по каким принципах он должен работать. Выделим ключевые принципы:

 — Базовые двигательные и спортивные навыки. На самом начальном этапе подготовки тренировки должны строиться не в виде трудной работы, а в виде увлекательных игр, в которых более всего развиваются двигательные навыки. Ребенок на льду должен не стоять, а бегать, прыгать, кувыркаться, в играх развивать ловкость, быстроту – тогда все спец. упражнения он будет исполнять лучше.

 — Поздняя специализация. Неправильно форсировать подготовку в погоне за ранними результатами и не заложить качественный фундамент для дальнейшего роста. Подготовленная с самого начала хорошая техническая база, особенно катание – гарант дальнейшего прогресса. Заниматься на земле должны не меньше чем на льду. В тренировках надо использовать футбол, гандбол, волейбол, другие игры с мячом. Это развивает игровое мышление и очень важно для хоккея. Разделять игроков на амплуа надо как можно позже и даже с началом соревновательной деятельности давать пробовать себя на разных позициях. Это будет развивать кругозор.

 — Своевременное развитие физических качеств и навыков – самый главный принцип. Этот принцип – основа программы. Нельзя нарушать физиологические законы, согласно которых физические навыки развиваются на том или ином возрастном этапе. Тренер должен знать – в каком возрасте на что делать упор и правильно строить тренировочный процесс. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности ребенка. На начальных этапах подготовки ключевое внимание уделяется не игровым результатам, а физическим качествам и навыкам ребенка – например до 16 лет силовую подготовку надо давать очень дозировано и ограничено – в этом возрасте организм ребенка еще не сформирован. Слишком раннее увлечение силовыми аспектами может затормозить техническую подготовку и на выходе мы получим игроков с корявым катанием и «деревянными» руками. Хорошо же подготовленный технически игрок, пусть и не самый сильный физически, рано или позже раскроет свой потенциал – в пример можно привести Гусева, Панарина, Кучерова. Все это небольших габаритов игроки позднего развития. В них вовремя заложили технический потенциал.  При дефиците льда надо эффективно использовать ледовое время и объяснять упражнение, например, в раздевалке.

 — Правильное распределение тренировок по сезону. В году существует три периода – предсезонный, сам сезон – учебный год, и каникулы. В каникулы надо напоминать ребятам, чтобы они больше двигались, меньше сидели за компьютерами. В предсезонный период самое идеальное для подготовки – летний лагерь на 3-4 недели, где можно составить режим, расписание, всесторонне развивать ребенка. В сезоне цикл в основном пять дней тренировок, один игровой и один выходной.

 — Соответствие календаря возрасту игроков. Разному возрасту должно соответствовать определенное количество тренировок и игр.

 — Биологический возраст важнее хронологического. Одним из самых сложных моментов подготовки является различие в физическом развитии хоккеистов. Особенно в возрасте 12-15 лет. Здесь тренеру важно увидеть талант, поберечь ребенка и правильно развить его качества. Сила придет, а вот если вовремя не разовьешь технику, можно опоздать

 — Единство системы воспитания личности и спортсмена. Это к вопросу о социальной значимости программы. Это те физические качества, которые ведут к успеху. Здесь очень важна работа с родителями – чтобы они не мешали, а помогали. В идеале, от ребенка родители должны требовать того же, что требует тренер. Важно правильно совмещать интересы хоккея и школы, образования. Родителей надо пускать на тренировки, но с ними надо правильно работать – пусть видят, понимают требования тренера и сами также спрашивают со своего ребенка. Тренер живым примером должен убедить родителей в своей компетенции, в том, что он правильно учит, завоевать авторитет у родителей.

 — Принцип постоянного совершенствования. Детский тренер должен постоянно анализировать свою работу, эффективность тренировочного процесса, прогресс хоккеистов, с которыми работает, подходить к работе творчески, развивать свои знания, придумывать новое в работе, интересоваться опытом коллег, следить за последними тенденциями в хоккее, появлением новых технологий. Каждый тренер должен понимать, что он хочет добиться и развить от каждого упражнения и тренировки.

    Изложение ключевых принципов подготовки юных хоккеистов опытный тренер Браташ подытожил следующим высказыванием: «Исходя из своего 19-летнего опыта скажу, что главное в работе тренера – это честность. Любую фальшь ребенок чувствует, а взрослый понимает. На этой честности и строится авторитет тренера.»

Сергей Немчинов: «Хоккей – это игра и тренировка с детьми должна проходить в форме игры»

    После изложения базовых принципов, Олег Браташ в режиме диалога обсудил с тренерами конкретные моменты тренировочного процесса, а своими воспоминаниями о получении хоккейного образования поделился воспитанник знаменитой школы «Крылья Советов», легендарный хоккеист Сергей Немчинов:

«Нам с Олегом Браташом очень повезло в детстве – мы воспитывались в школе «Крыльев Советов» у очень сильных детских тренеров. Проект «Красная машина» очень важен – ведь Россия позже других хоккейных стран создала национальную программу подготовки игроков. Программа важна, но еще важнее роль детского тренера. Когда я увидел ключевые принципы программы, то понял, хотя раньше не думал об этом, что мой детский тренер Александр Максимович Зарубин и учил нас по этим принципам. Из нашего выпуска 1964 года вышли олимпийский чемпион, 2 человека, которые играли в НХЛ, чемпионы мира и 4 человека играли в первенстве СССР, один – Александр Поляков – был главным судьей КХЛ и сейчас работает в судейском комитете ИИХФ.

    Особенности тренерской методики Зарубина – дисциплина, доскональное знание каждого воспитанника – как мы учимся, как посещаем уроки. Тренировки были интересными, он соблюдал принцип «всему свое время». Первый раз я поднял блин в 20 кг в 15 лет и то при его тщательном контроле. Он давал много упражнений на турнике, брусьях, бокс, борьба. В летнем лагере много играли с мячом – баскетбол, гандбол. И в 1982 я впервые был призван в ЦСКА и попал в Архангельское на тренировку к Виктору Васильевичу Тихонову. Полгода у меня ушло, чтобы научиться поднимать 50-килограммовое бревно, потому что мои детские тренеры силовые нагрузки не форсировали.

   Построение тренировки – это игра. Мы играем в хоккей, и тренировка должна проходить ы форме игры. Недавно я был в Китае, где мы с детскими тренерами из разных стран с маленькими детьми проводили занятия именно в форме игр и это привело детишек с невысоким, прямо скажем, уровнем подготовки, в восторг.

   В Канаде и Америке на раннем этапе подготовки тренируют только непрофессиональные тренеры, как вы. Теперь вы вооружены программой подготовки и скоро увидите пользу от ее применения в своем тренировочном процессе. Эта программа «Красная машина» — хорошее начинание и ей надо правильно пользоваться. Она составлялась теоретиками, но утверждалась практиками. Отталкивайтесь в своей работе от нее, но не бойтесь импровизировать, увлекайте детей. Ведь именно в раннем возрасте закладывается техника броска, передач. Дети очень быстро схватывают и им очень важно показать тот или иной элемент собственным примером, или примером, который покажет приглашенный вами бывший хоккеист. Любой элемент тренируется и усваивается повтором, все зависит от количества повторений.