Новости

31.08.2018

В стенах Поволжской ГАФКСиТ прошла ежегодная оценка тренерско-преподавательского состава муниципальных ДЮСШ и отделений хоккея РТ

1 сентября не только школьники и студенты начинают новый учебный год – стартует и большой хоккейный сезон. В преддверии его Федерация хоккея РТ совместно с Поволжской Государственной Академией физической культуры и спорта, АНО «Академия хоккея Ак Барс имени Ю.И.Моисеева» и Министерством спортом Республики Татарстан провели «Ежегодную оценку тренерско-преподавательского состава муниципальных детско-юношеских спортивных школ РТ». В течение пяти рабочих дней, с 23 по 29 августа опытная комиссия из представителей структур-организаторов проверила квалификацию почти 140 тренеров-преподавателей республики.

Гульнара Сафина: «Одна из главных целей оценки – войти в кадровый резерв Академии хоккея»

Оценка тренеров - преподавателей, работающих с детьми и подростками – мероприятие очень ответственное. Собственно, его даже нельзя назвать мероприятием, тем более разовым. Специалисты ФХРТ, совместно с Академией хоккея, в течение всего года контролируют работу тренеров ДЮСШ, выезжают на места, собирают их для повышения квалификации, обеспечивают необходимым научно-методическим материалом. Ну а ежегодная оценка – это своего рода экзамен на профпригодность, на то, как тренеры находят контакт с подопечными, являются для ребят проводниками в мир ледовой игры, насколько они используют в тренерском и педагогических процессах новейшие достижения педагогики, психологии, методики подготовки хоккеистов. Татарстан – одна из базовых хоккейных территорий в России и именно тренерско-преподавательские кадры республики должны первыми в стране осваивать новейшие тренерские технологии, готовить из мальчишек и девчонок профессиональных спортсменов, а, в случае, если подопечный выберет другую карьеру, выпустить его во взрослую жизнь образованным, физически крепким и обладающим четкой гражданской позицией.

 Экзамен невозможен без экзаменационных билетов, времени на подготовку, авторитетной профессиональной экзаменационной комиссии. Тренерам-преподавателям муниципальным ДЮСШ заблаговременно были разосланы примерные вопросы, составлен график их приезда в Академию спорта, на базе которой и проводится «оценка». После предоставления необходимых документов тренер «тянет» билет, который состоит из пяти вопросов или блоков. Они касаются физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки юных хоккеистов. Примечательно, что все вопросы дифференцированы применительно к тому возрасту, с которым работает тренер. Получив 30 минут на подготовку, экзаменуемый предоставляет комиссии письменный ответ, комментирует его и отвечает на дополнительные вопросы.

В составе комиссии – опытные специалисты, заслуженные ветераны, руководители ФХРТ и Академии хоккея, ведущие преподаватели кафедры теории и методики футбола и хоккея Поволжской Академии, директор Центра спортивной подготовки РТ Михаил Смолкин, исполнительный директор ФХРТ Кирилл Голубев, руководитель научно-методического центра Академии хоккея Сергей Швед и их коллеги в составе двух параллельно работающих комиссий внимательно разбирают ответы тренеров, вступают с ними в оживленный диалог, дают ценные советы, которые должны пригодиться в дальнейшей работе и выставляют оценки согласно принятой системе критериев. В итоге каждый получает порядка 25-30 оценок по шкале 0, 0,5 и 1 балл на свой ответ. Разработана система определения конечного результата, согласно которой обработка каждого ответа требует немалого времени, так что, в отличие от студентов, тренер не сразу узнает, во что оценены его профессиональные знания и насколько правильны и современны его принципы и методики работы с юными спортсменами.

Цели оценки выразила заместитель директора АНО «Академия хоккея имени Ю. И. Моисеева Гульнара Сафина: «Участие в оценочной процедуре – это а) подтверждение тренерами своей квалификации – вы можете соответствовать своей должности, соответствовать условно или не соответствовать, и б) возможность войти в кадровый резерв Академии хоккея. В Татарстане развитию хоккея уделяется серьезное внимание, приняты серьезные программы, связанные с подготовкой воспитанников, разработкой методологии тренерской деятельности. У тренеров республики есть возможность показать лучшие результаты, участвовать в программе обучения по кадровому резерву в Академии хоккея и получать ежемесячную доплату.

Перед началом «оценки» вводную дает Председатель оценочной комиссии, руководитель научно-методического центра АНО «Академия хоккея имени Ю.И. Моисеева» Сергей Швед: «Уважаемые тренеры-преподаватели. Наша основная задача на этой «оценке» - не услышать от вас какие-то наукоемкие определения или сугубо теоретические вопросы. Нас интересует ваша практика – то есть те действия, умения и та мотивация, с которой вы на льду занимаетесь тренировочным процессом. Поэтому ваш ответ будет состоять из пяти больших блоков, в которых заключен весь хоккей. Все, что мы хотим услышать, это физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка и немного теории. Физическая подготовка – это физические качества юного хоккеиста, техника и тактика понятно, психология – это простые вещи: радость от хоккея, те инструменты, при помощи которых вы делаете тренировку более интересной, более насыщенной, вопросы лидерства в команде, как вы работаете с лидерами. Теория – это антидопинг, наркотики в очень простом варианте, питание хоккеистов, правила игры в хоккей.

То есть вы видите, что все вопросы практические. Нам не нужно, например, определение скорости по Матвееву. Нас интересует, например, какие упражнения вы делаете, чтобы развить быстроту. То же самое касается всех физических качеств. Поэтому мой вам совет – вы сейчас прокрутите в голове – какие физические качества существуют и как вы их развиваете в своих командах. То же касается тактики, она вам известна. Психология потяжелее, но когда члены комиссии будут задавать наводящие вопросы, просто отвечайте, что вы делаете. Нам не нужно четкое определение психологического состояния хоккеиста, да их и нет в природе, просто расскажите, что вы делаете. По теории расскажите, как хоккеист питается – белки, жиры, углеводы. Какой у него водный режим. Хочу особо отметить, что наши вопросы будут максимально направлены на тот возраст, с которым вы работаете, на год рождения ваших подопечных.»

   «Главное для нас, чтобы тренеры понимали, о чем говорят, - поясняет суть оценки Сергей Швед членам комиссии перед началом «экзамена», - тренер может не знать наукоемких терминов, но, если его указания, объяснения доходят до ребят, значит, он понимает, что делает. Кроме того, у меня есть еще свой опросник, получив отчеты на который, я хочу увидеть психологический портрет тренера.»

Константин Горбунов: «Федерация хоккея РТ и Академия имени Моисеева делают правильные вещи»

   Отношение правительства республики к процедуре оценки тренеров, организуемой ФХРТ, выразил член комиссии, начальник отдела развития видов спорта Министерства спорта РТ Константин Горбунов: «Это однозначно, очень важное мероприятие –Федерация и Академия хоккея делают правильные вещи. ФХРТ – передовая федерация в Татарстане, всегда в числе лучших и ресурсы у нее большие. Мы, министерство, со своей стороны, тоже проводим подобную работу – ежегодное повышение квалификации порядка 300 тренеров по разным видам спорта на базе Поволжской академии. Здесь же мы видим не только оценку способностей хоккейных тренеров, но еще и бонусы в виде попадания в резерв Академии Моисеева и доплаты. То есть, присутствует мотивация качественно развиваться и все это не может не привести к определенным результатам.

 - Вы не в курсе, сколько спортивных федераций в республике проводят оценочную процедуру?

 - Всего несколько – знаю, что Федерация бадминтона, еще две-три. Там. где есть понимание, что мероприятие это необходимое. В хоккее у нас огромная база, большое количество тренеров и есть возможность построить систему подготовки кадрового резерва для наших клубов. В республике, в Казани уникальный фундамент – мощный научный центр в виде Поволжской академии с отдельной кафедрой футбола и хоккея. А Академия имени Моисеева – аналог забытого старого – советской ШВСМ, которая охватывала ближайший спортивный резерв и занималась учебой одновременно. Без этого звена нет единой цепочки – от школы до профессиональной команды. В Академии имени Моисеева впечатляет научный подход, здесь работают высококвалифицированные специалисты. Так что думаю, результат будет хорошим. Он и так хороший – в РТ 15 000 юных хоккеистов, 42 ледовых дворца – больше на душу населения только в Канаде и США. Две команды КХЛ, две команды ВХЛ, так далее. Так что созданы все условия для развития хоккея.

Шамиль Еникеев: «Среди наших выпускников есть ребята, которые считают работу детским тренером своим призванием»

Мнением о важности оценки тренеров делится старший преподаватель кафедры футбола и хоккея Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма Шамиль Еникеев, не первый год принимающий участие в работе оценочной комиссии: «Хоккей – очень популярный вид спорта в Татарстане и России, сам президент страны «подсел» на ледовую игру. Так что в республике это направление стоит на первом месте. Теперь к специалистам предъявляются высокие требования и надо, чтобы не только «Ак Барс» выигрывал Кубок Гагарина, но и шла постоянная системная подготовка своих воспитанников. Цель этой оценки – повысить уровень тренеров и преподавателей, которые работают на местах. За два дня работы в составе комиссии, хотя окончательные выводы еще делать рано, мы убедились, что в республике хватает понимающих, думающих специалистов по воспитанию юных хоккеистов, они знают, как и что надо делать. У них есть и результат, есть и свои талантливые воспитанники. У только что окончивших вуз ребят виден и большой интерес, и еще свежи полученные знания, они хотят показать себя в работе с детьми. Так что эти курсы необходимы для определения уровня тренерских знаний.

 - По большому опыту преподавания в академии вы можете сказать, что ребят с отделения хоккея привлекает именно тренерская работа, или они мечтают о карьере скаутов, судей?

 - Сейчас тренеры, которые работают с детьми разных возрастов востребованы. Им приходится выдерживать конкурс – не во все школы возьмут любого. Из последнего выпуска есть ребята, которые уже работают в ДЮСШ и делают это с желанием. У них уже были намечены планы, что, поступая в наш вуз они станут тренерами. Я не утверждаю, что все сто процентов ими станут, всем очень трудно найти место в тренерском корпусе, но многие, повторюсь, уже совмещают учебу и работу по профессии. Другая сторона вопроса – найдется ли место, ведь в каждой школе своя кадровая политика и директора ДЮСШ смотрят, хоккейную ли школу закончил кандидат, где и у кого он занимался. Среди окончивших нашу академию в этом году есть ребята из сельских районов. Они занимались хоккеем на сельском уровне, у них уже есть знания, а, главное, огромное желание тренировать детишек. Они проходили практику и поняли, что это их призвание, профессия на всю жизнь».

Сергей Швед: «В Татарстане немало тренеров, которые работают ради идей, ради детей и ради своей тренерской чести»

   Промежуточные итоги оценки детских тренеров подвел Сергей Швед: «Основная цель оценки тренеров муниципальных ДЮСШ – выявить те навыки, то умение, те подходы, с которыми тренеры готовят детей. Мы разработали новую систему оценок знаний, отошли от традиционных экзаменационных билетов и сделали основной упор на тренерскую практику, на специфику их работы со своим возрастом. Они могут что-то не знать, но уметь применять, и наоборот. Оценка – это только начало. По ее итогам составляется матрица, по которой видны плюсы и минусы подготовки тренера. Потом на основе этого будет сформирована учебная программа, с помощью которой тренеры избавятся от «белых пятен», которые у них имеются, и, надеемся, будут работать лучше.

  - А не будет ли здесь обратного перекоса – хоккей бурно развивается, становится одним из самых технологичных видов спорта, а теоретический багаж наших тренеров, особенно из глубинки, не позволит им идти в ногу со временем?

 - Это очень больной и сложный вопрос. Хотелось бы, чтобы наши тренеры были и теоретически подкованы, и применяли это на практике, но здесь много трудностей. По итогам оценки мы будем подтягивать теоретический уровень тренеров-преподавателей, но наша основная проблема – то, что набор книг, пособий, который у нас имеется, написан очень сложно. Это в основном продукт советской эпохи. Они хорошие, но для понимания он очень сложен. Эти научные и методические работы были написаны не для тренеров, а для методистов ДЮСШ. Тех методистов сегодня в школах нет, у современных другие функции – составление расписания, отчеты, прочие технические вопросы. А научно-методической литературы, написанной просто, ясно и доступно, нет. И нам приходится заниматься адаптацией этих работ, их переложением, что-ли на понятный тренеру язык. Мы сами делаем программный материал, изложение технико-тактической подготовки. Есть планы по психологии, сделаны рекомендации по питанию, по режиму дня. Это не так просто – переложить на простой язык, причем применительно не к данным 60-х годов, а к современным.

 - А психологический портрет тренера вы для себя уже начали выводить по ходу аттестации?

 - Я несколько утрировал, когда говорил об этом своем желании. В одиночку я такой портрет составить не могу, но я могу набросать себе какие-то принципы грубыми мазками в первую очередь для себя. В каждом регионе есть свои традиции, свои сильные стороны как у игроков, так и у тренеров. Задача каждого, кто занимается развитием чего-либо, скрыть слабые стороны и извлечь сильные. Есть блок вопросов, получив на которые ответы мы поймем, как работает тренер. Сейчас с нашей Академией хоккея работает известный специалист Игорь Владимирович Захаркин, заслуженный тренер России и идея психологического портрета и игрока и тренера – его. Психологическое тестирование мы проводили по игрокам, с тренерами сложнее. Пытаемся понять, что может и должно помочь нам в работе.

 - А есть особенности в работе казанских и сельских тренеров?

 - Есть. Многим тренерам, с которыми я отдельно беседовал по результатам оценки, я делал предложение войти в наш кадровый резерв. И слышал: «да, интересно было бы поработать по этой программе, развиться, но я дал слово, обещал родителям не оставлять их детей». Слышать это – очень приятно. Это один из краеугольных камней в работе тренера. Тренер должен быть честен перед собой и перед воспитанниками. Если он честен, не лицемер, то он многого добьется, Фамилии таких тренеров я подчеркиваю двумя жирными линиями. Такие тренеры работают не ради денег, а ради идеи, ради детей и ради собственной тренерской чести. Это – патриотизм в чистом виде и в Татарстане таких наставников немало.

 - А есть предел совершенству тренера?

 - Нет. Дело в том, что статистически каждые три года хоккей в какой-то степени обновляется и поэтому самообразование и образование тренера должно идти постоянно. Как только тренер остановится, начинается его падение. Хороший тренер это понимает и всегда ищет, и находит источники для повышения уровня своей подготовки.»

https://www.youtube.com/watch?v=naM5oedHCxI